«Школьные музеи Москвы как объект внеурочной деятельности»
Номинация: проектное предложение
Направление: духовно – нравственное
Предисловие: Сегодня уделяется очень большое внимание патриотическому воспитанию молодого поколения. Мы это знаем не понаслышке. В школе, в которой мы учимся, уже много лет существует музей «Особое партизанское соединение «Тринадцать».
В нашем музее хранятся не просто застывшие экспонаты, а свидетельства истории: письма и документы времен войны, осколки снарядов с мест, где проходили бои, фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и самого Гришина С. В., чье имя носит наша школа.
Работа в школьном музее объединяет учеников и взрослых, которые совместно продолжают вести поисковую работу, организуют встречи с ветеранами и потомками участников войны. Слушая рассказы ветеранов о годах войны и послевоенном времени, рассматривая фотографии, военные документы, ребята приходят к выводу, что надо любить свою родину, быть ответственным, расти патриотом.
Цель проектного предложения – вызвать интерес к идее использования потенциала школьных музеев Москвы во внеурочной деятельности и в патриотическом воспитании подрастающего поколения .
Задачи проектного предложения:
-расширить границы внеурочной деятельности на базе музеев московских школ;
-способствовать развитию школьных музеев;
-развить у молодежи интерес к отечественной истории и культуре на основе знакомства с материалами школьных музеев;
Особенности реализации:
Нам нередко приходится бывать в разных московских школах. Мы замечаем, что во многих из них созданы музеи, в которых собраны уникальные экспонаты. Это редкие документы, эксклюзивные вещи, книги, журналы, костюмы и многое другое. Чаще всего посетителями таких музеев становятся ученики этой же школы. Мы считаем, что к подобным музеям просто необходимо привлечь более широкое внимание, чтобы они использовали на 100% свои возможности.
Как этого добиться? Предлагаем идею: организовать профильную олимпиаду для школьников или конкурс в форме квеста. Мы полагаем, что сначала необходимо создать единую городскую информационную базу школьных музеев с подробным описанием направленности музея, указания часов его работы, контактного телефона, адреса электронной почты, размещением интерактивной карты его местоположения. Наша группа занялась поиском сведений о школьных музеях и выяснила, что в Интернете существует Интернет – галерея музеев, в которую, к сожалению, занесены далеко не все школьные музеи Москвы. Например, мы не нашли ничего о музее нашей школы. Нужен более полный каталог с разделами, чтобы легче было ориентироваться в выборе, (поиске) того или иного объекта.
После этого организатор, например, Городской методический центр Департамента образования города Москвы, разрабатывает задания для олимпиады или квеста.
В олимпиаде могут принимать участие школьники с 1 по 11 классы. Может быть осуществлена познавательная, экскурсионная, проектная, игровая и др. виды деятельности Можно было бы добавлять рейтинговые баллы не только тем школам, которые выполняют задания, но и тем, в которых экскурсоводами в школьных музеях выступают сами учащиеся. Таким образом, школьные музеи будут способствовать расширению внеурочной деятельности и изменят свой статус. Кстати, можно дополнительно организовать конкурс на лучший видеоролик о школьном музее.
Чтобы популяризировать школьные музеи, можно в содружестве с Московским метрополитеном запустить тематический поезд, (мы узнали, что можно с предложением обратиться в Департамент транспорта или на сайт Московского метро).
Также можно ввести, например, День школьных музеев.
На какие результаты можно рассчитывать?
В–первых, в городе будет создана единая информационная база школьных музеев, что сделает более удобным их поиск;
Во–вторых, появится новая олимпиада, которую можно назвать, например, «Школьные музеи Москвы»;
В–третьих, это стимулирует школы активнее развивать музейное дело, (особенно, если за это будут давать дополнительные рейтинговые баллы!);
В–четвертых, более разнообразной станет внеурочная деятельность.
В-пятых, возрастет социальная и физическая активность московских школьников;
В-шестых, данный вид внеурочной деятельности будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию юных москвичей.