«Школьные музеи Москвы как объект внеурочной деятельности»

Номинация: проектное предложение

Направление: духовно – нравственное

Предисловие: Сегодня уделяется очень большое внимание патриотическому воспитанию молодого поколения. Мы это знаем не понаслышке. В школе, в которой мы учимся, уже много лет существует музей «Особое партизанское соединение «Тринадцать».

     В нашем музее хранятся не просто застывшие экспонаты, а свидетельства истории: письма и документы времен войны, осколки снарядов с мест, где проходили бои, фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и самого Гришина С. В., чье имя носит наша школа.

     Работа в школьном музее объединяет учеников и взрослых, которые совместно продолжают вести поисковую работу, организуют встречи с ветеранами и потомками участников войны. Слушая рассказы ветеранов о годах войны и послевоенном времени, рассматривая фотографии, военные документы, ребята приходят к выводу, что надо любить свою родину, быть ответственным, расти патриотом.

Цель проектного предложения – вызвать интерес к идее использования  потенциала  школьных музеев Москвы  во внеурочной деятельности и в патриотическом воспитании  подрастающего поколения .

Задачи проектного предложения:

-расширить границы внеурочной деятельности на базе музеев московских школ;

 -способствовать развитию школьных музеев;

-развить у молодежи интерес к отечественной  истории и культуре  на основе знакомства с материалами школьных музеев;

Особенности реализации:

     Нам нередко приходится бывать в разных московских школах. Мы замечаем, что во многих из них созданы музеи, в которых собраны уникальные экспонаты. Это редкие документы, эксклюзивные вещи, книги, журналы, костюмы и многое другое. Чаще всего посетителями таких музеев становятся ученики этой же школы. Мы считаем, что к подобным музеям просто необходимо привлечь более широкое внимание, чтобы они использовали на 100% свои возможности.

     Как этого добиться? Предлагаем идею: организовать профильную олимпиаду для школьников или  конкурс в форме  квеста. Мы полагаем, что сначала необходимо создать единую городскую информационную базу школьных музеев с подробным описанием направленности музея, указания часов его работы, контактного телефона, адреса электронной почты, размещением интерактивной карты его местоположения. Наша группа занялась поиском сведений о школьных музеях и выяснила, что в Интернете существует Интернет – галерея музеев, в которую, к сожалению, занесены далеко не все школьные музеи Москвы. Например, мы не нашли ничего о музее нашей школы.  Нужен более полный каталог с разделами, чтобы легче было ориентироваться в выборе, (поиске) того или иного объекта.

     После этого организатор, например, Городской методический центр Департамента образования города Москвы, разрабатывает  задания для олимпиады или квеста. 

     В олимпиаде могут принимать участие школьники с 1 по 11 классы.  Может быть осуществлена познавательная, экскурсионная, проектная, игровая и др. виды деятельности  Можно было бы добавлять рейтинговые баллы не только тем школам, которые выполняют задания, но и тем, в которых экскурсоводами в школьных музеях выступают сами учащиеся.  Таким образом, школьные музеи будут способствовать расширению внеурочной деятельности и изменят свой статус. Кстати, можно дополнительно организовать конкурс на лучший видеоролик о школьном музее.

     Чтобы популяризировать школьные музеи, можно в содружестве с Московским метрополитеном запустить тематический поезд, (мы узнали, что можно с предложением обратиться в Департамент транспорта или на сайт Московского метро).

     Также можно ввести, например, День школьных музеев.

На какие результаты можно рассчитывать?

В–первых,  в городе будет создана единая информационная база школьных музеев, что сделает более удобным их поиск;

Во–вторых, появится новая олимпиада, которую можно назвать, например, «Школьные музеи Москвы»;

В–третьих, это стимулирует школы активнее развивать музейное дело, (особенно, если за это будут давать дополнительные рейтинговые баллы!);

В–четвертых, более разнообразной станет внеурочная деятельность.

В-пятых, возрастет социальная и физическая активность московских школьников;

В-шестых, данный вид внеурочной деятельности будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию юных москвичей.

 
Оценка проекта