«Архитектурные и исторические аспекты храма Владимира Медведюка»

ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ХРАМ ВЛАДИМИРА МЕДВЕДЮКА В МОСКВЕ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ »

 Целеполагание

  • Цель: Определить архитектурный стиль Храма Владимира Медведюка, находящийся в Петровском парке район Аэропорт, ответить на вопрос почему архитектор выбрал этот стиль
  • Объект исследования: Храм Новомученника Владимира Медведюка (Храм Новомученников).
  • Предмет исследования: Архитектурные особенности храма, как продолжение православных традиций (1054 г.) раскол христианства
  • Методы исследования:

1)   Анализ источников и литературы о истории и строительстве храма

2.)  Наблюдение, описание, сравнение, обобщение

3)   Выявление смысловой нагрузки, которую несут архитектурные элементы храма. Обобщение.

4)   Интервьюирование

  • Задачи:

1)Познакомиться с храмовым строительством:

А)Познакомиться с византийским каноном

Б)Познакомиться  с др.архитектурными стилеями православных храмов

3)Изучить архитектурные особенности храма

4)Сделать сравнительный анализ , вывод

Гипотеза 1: Мы полагаем, что  Храм Владимира Медведюка построен в византийском стиле. Если это так, то во внутреннем  убранстве и в фасаде  здания мы заметим византийские каноны.

Гипотеза 2: Мы полагаем, что архитектор хотел вернуть россиян к правильной вере (Православию). Если это так, то в Храме мы не найдем элементов  русско-византийского стиля, русского барокко – стилей  далеких от Правильной (греческой) веры.

  1. СТИЛИ ХРАМОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  • Эволюция архитектуры православного храма
  1. ГРЕЧЕСКИЕ, ВИЗАНТИЙСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ

Ранние христианские храмы  I-IV вв.:

  1. КАТАКОМБЫ,
  2. РОТОНДА (III-IV, VII-XII вв.),
  3. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

         Местом для молитвенных собраний первых христиан служили (после разрушения Иерусалимского храма), как правило, тайные комнаты в частных домах, др. прибежища (молитвенные дома, домовые церкви, катакомбы). Тогда, невозможно было осуществить открытое наземное строительство храмов из-за жестоких гонений. Лишь позднее, когда исповедание Христианства стало государственной религией Восточной Римской империи, стали, открыто строиться храмы Божии… 

КАТАКОМБЫ

Во время сильных гонений I-III вв., христиане  прятались в пещерах (катакомбах), где устраивали небольшие подземные храмы:

– крипты

– капеллы  православного храма:

РОТОНДА (III-IV, VII-XII вв.):

Небольшое круглое сооружение, как правило, погребального типа (мемории, мартирии) над могилами св. Апостолов и мучеников. Могли иметь одну (в центре) или несколько колон-опор по кругу. Перекрывались одним куполом. Как правило, могила святого служила престолом алтаря. Иногда, ротонда, имела небольшую пристройку, типа притвора или выраженную апсиду алтаря.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ (VIII-XXI вв.):

Состоит из трех и более нефов, разделенных с помощью колоннад. Центральная подкупольная часть храма разделяется на ветви архитектурного креста, где в центре находится главный купол, опирающийся на 4 опоры при помощи парусов и подпружных арок. Иногда, план храма приобретал форму креста. Имеет три основных части: притвор, храм и алтарь с ризницей и паномаркой. Перекрывается крестовыми или цилиндрическими сводами и имеет 1-5 и более куполов на высоком барабане с узкими арочными окнами.

Крестово-купольная система самая распространенная в Православии. Она развивалась несколько столетий, приобретая все более сложные варианты, одеваясь в разные стилистические направления и веяния.

  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Как называются  архитектурные стили храмов в  Петровском парке?

Почему храмы расположенные рядом построены в разных стилях?

В каких стилях построены эти храмы?

Почему «Храм Владимира Медведюка», построенный позднее (в 2000г.) выглядит скромнее и проще чем храм «Покрова Божьей матери », построенный раньше (в1847г.).

  1. ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАК ПРИМЕР     ОТСТУПЛЕНИЯ  ОТ РАННИХ  ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ  (КАНОНОВ)

ИСТОРИЯ ХРАМА

        Храм построен  Нарышкиной Анной Дмитриевной на месте ее дачи . Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм. Ведь ближайшими были только храм в селе Всехсвятском и храм Василия Кесарийского на 1-й Тверской Ямской, к которому были приписаны дачники Санкт-Петербургского шоссе. Оба храма находились в значительном отдалении от Петровского парка. И владельцы дач уже в 1835 году просили устроить им летнюю палаточную церковь — только на дачный сезон —  на заднем дворе Петровского дворца. Тогда император сделать это не разрешил, а дачники проживали здесь временно и полноценный приход составить не смогли бы. Новый храм, устраиваемый Нарышкиной, позволил бы устранить все эти трудности, но у него оказался достаточно сложный путь.

      В 1841 году, Анна Дмитриевна Нарышкина обратилась к императору Николаю I  и митрополиту Феларету с просьбой возвести на месте её дачи вблизи Петровского парка храм. Одобрение было получено и проект храма был заказан архитектору Е. Д. Тюрину. По замыслу архитектора храм должен был быть двухъярусным, с галереями и двумя колокольнями. Однако здание храма по проекту было очень похоже на уменьшенную копию Петровского дворца, что не понравилось Николаю I и по этой причине проект был отвергнут. Новый проект был заказан Федору Рихтеру. Проект был одобрен. Храм начали строить в 1844 году на деньги Нарышкиной и закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола: большой в 250 пудов, полиелейный в 100 пудов. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916—1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин.

Достоверных сведений о судьбе храма после революции не имеется. Предположительно, он окончательно закрылся в середине 1934 года и был передан академии Жуковского. Точно документировано, что с 1970 по 1990 год в здании храма размещался склад Академии, для размещения подъёмного оборудования были разобраны часть колокольни и купола, сильно пострадали от переделок крыльцо, ограду заменили на забор с колючей проволокой. 22 сентября 1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные, ремонтные и реставрационные работы.

 Важно сказать, что в развитии храмостроения появление новых архитектурных стилей в период Возрождения в Европе, в период возвышения Москвы в русском государстве были созданы образцы высокого мастерства. В то же время, можно наблюдать принципиального изменения подходов к задачам искусства. В течение раннего христианства(«темного средневековья») , вся духовная жизнь общества и его искусство было направлено на прославление Бога, Творца, то в эпоху Возрождения происходит изменение позиций. Начинается гуманнизация искусства, прославляется Божия тварь - человек. Это прослеживается во всех сферах искусства. В византийском храме отсутствуют декоративные украшения

Условное символическое пространство икон, мозаик, фресок заменяется иллюзорным пространством живописи, которая «разрушает» стену. Художники добившись перспективы в живописи, разделяя единую форму на составляющие (путем создания полуколонн, витражных больших окон, скульптуры, декоративных элементов) , тем самым разрушает «Богом данное пространство» нарушая простоту и целостность.

В Европе уже никогда не вернуться к принципу сохранения внутреннего целостного пространства, т. К. архитектура будет развиваться в направлении усложнения и расчленения пространства на основе ордерных (стоечно – балочных) построений, в ЧМШ в. Перейдя к стилю барокко. На Руси в это время стиль барокко приобретает черты русского стиля, этот архитектурный стиль получил название русское барокко. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 18 веке года даже в храмовом строительстве  проявлялось стремление к украшательству,  увлечению  национальными традициями, тщеславию. Высокое крыльцо, колонны – столбы, большие окна , высокие барабаны, кокошники, высокая колокольня, красно-белые кирпичные стены как бы разбивают на отдельные части  форму, где  четко не  прослеживается  крестовокуполность , а значит  нарушается философский сакральный смысл  первозданного православного храма как единого мира.

5  ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА МЕДВЕДЮКА И НОВОМУЧЕННОКОВ И И СПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ

Церковь посвящена Новомученикам и Исповедникам Российских и в том числе, протоиерею Владимиру Медведюку, который в последние годы жизни служил в Троицком храме села Язвище.

Владимир Медведюк, будучи священником, очень ревностно относился к своим пастырским обязанностям, чем довольно быстро привлек к себе верующую молодежь, которой он старался привить любовь к православному богослужению и храму. В храм к нему часто приезжали хоры из разных соборов, что привлекало многих любителей церковного пения и простых молящихся.

Бывали даже такие случаи, когда храм не мог вместить всех желающих.

В 1933 году Владимир Медведюк был арестован по доносу и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 3 декабря того же года на полигоне в Бутово.

В августе 2000 года Владимир Медведюк был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. На маленький апсиде в стене каменное распятие

  1. ВИЗАНТИЙСКИЕ КАНОНЫ В ХРАМЕ ВЛАДИМИРА МЕДВЕДЮКА И НОВОМУЧЕННИКОВ
  • Он представляет собой куб с одной главой, барабан купола опирается на несущие стены, прорезанные арками.
  • Снаружи здание - два яруса продолговатых окон с округленным верхом.
  • Главную особенность храма составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
  • Принципиальное сходство с константинопольским образцом: храм – это гора Голгофа, увенчанная Крестом Христовым
  • Византийские каноны в храме Владимира Медведюка
  • Храм вмещает около ста человек, из них внизу могут поместиться не более десяти человек (совершающие крещение, крестные и священник), остальные (гости) – на хорах.
  • Интерьер решен в мозаичном стиле, внутри крестильная напоминает небольшой двухэтажный дворик со множеством внутренних арок.
  • Храм внутри квадратный и по форме и архитектуре очень похож на романские баптистерии, более простом современном варианте. С момента постройки церкви с 2002 года и по сей день, то есть 12 лет по решению настоятеля Дмитрия Смирнова ведется мозаичная отделка этой крестильни.
  • Руководит работой художник-монументалист Сергей Дмитриевич Голышев.
  • Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров. Она предназначалась для женщин, присутствующих при богослужении, и потому называлась гинекеем.
  • Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.
  • Капители колонн в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие формы растительного царства
  • Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом.
  • Изображение Христа Пантократора расположено асимметрично в четырехметровом куполе (автора мозаики художник С.Д. Голышев).
  • Круг, «неподвижное движение», непосредственно связан с идеей Божества, создает образ горнего мира.
  • Возникает реальный образ, объект созерцания и предмет молитвенного соприкосновения.
  • В храме не нарушена иерахия, главное место занимают апостолы, священномученники, новомученники.
  • В барабане изображены фигуры апостолов, стоящие на изумрудном поземе, подчеркнутом орнаментом в виде венка.
  • Ниже представлены новомученики и исповедники Российские во главе с царской семьей.
  • В целом работа выполнена в византийской традиции.
  • В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа, например, изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря; многие ветхозаветные сцены понимались христианами как прообразы определенных евангельских событий, и т.п. Объяснение этого факта можно найти как в определенной исторической ситуации (гонения на христиан и стремление последних скрыть смысл своего учения), так и в неразвитости философско-религиозного и художественного мышления ранних христиан.
  • На мозайке, покрывающей всю поверхность храма изображены рыбы, животные, птицы, растения, звезды

Иконография

В соответствии с культовой и художественной практикой византийская живопись запечатлевала важнейшие события библейской истории, а также образы Христа, Богоматери, главных персонажей Ветхого и Нового заветов, мучеников и святых, почитаемых церковью.

Каждое событие и каждый образ в системе восточно-христианского миропонимания воспринимались в качестве некой вневременной и внепространственной неизменной реальности — части «Церкви», понимаемой как таинственная космическая организация, объединяющая людей с богом.

Визуальная структура этих изображений должна была отражать их метафизическую сущность,— то есть мыслилась постоянной. Поэтому структурным принципом византийского искусства стал иконографический канон, игравший роль доминанты творческого метода византийских мастеров.

Черты храма отличающие его от византийских

Постановка византийских храмов, как правило, на вершинах холмов к делала их неотъемлемой частью пейзажа, воспринимаемых с большого расстояния , в то время как наш храм вписан в структуру площади

Технология строительства :

         Сейчас инженерные достижения , техника, а 

         раньше – вручную,

         Сейчас идеальный расчёт,  точность, много 

        мастеров часто работают формально , точно и 

        согласовано, а  раньше –  с молитвой, со

        смыслами, старательно, но допуская неточности,

        асимметрию, неровности, различные размеры 

        одних и тех же элементов.

  • Материалы для мозайки сегодня – не смальта и цветные стекла, а пластиковые «стекляшки»
  • Храм относительно не высокий (22,5 м). Большие храмы страдают наличием эха и плохой разборчивостью речи. К тому же, большой объем сложно отапливать, а для нашего климата  это не маловажно. Нельзя забывать, что все наши крупные соборы не отапливались и часто использовались для летних богослужений.
  • К X веку в Византии был утрачен секрет изготовления цемента и забыты способы строительства с применением бетонных конструкций. Хрпмы на Руси в XI веке  возводились из большого плоского кирпича (плинфы). Искусству оюжига кирпича русские мастера обучались под руководством византийских зодчих.
  • Материалы: камень, яичный раствор– бетон…

 

  1. ЗАМЫСЕЛ АРХИТЕКТОРА

Интервью с С.Я. Кузнецовым, архитектором  (20.03.2017г..  МГУ. Конференция).

С 1990 года ведет проектные работы и руководит строительством по заказу Русской православной церкви. По его проектам осуществлено строительство комплексов церкви Митрофания Воронежского и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в Москве, храма Преображения Господня в г. Долгопрудном

Автор сформулировал четыре основных принципа , следуя которым можно решить проблему архитектуру современного православного храма. Эти принципы связаны с постулатами Православия.1. Главенство внутреннего пространства (интерьера) храма как центра литургической жизни.- Главенство внутренней (духовной) жизни.

  1. Построение внутреннего пространства на гармоничном построении двух осей, горизрнтальной (запад – восток), и вертикальной (Земля – небо).Цель жизни есть движение к Богу через приобщение к Сятым Христовым Тайнам
  2. Целостность внутреннего пространства, философия пространства, полученного отрицательным путем. – Целостность личности: человек чувствует, мыслит,говорит и действует, руководствуясь едиными принципами (заповедями)
  3. Стремление к способности в архитектуре право юддетали иметь некоторую степень свободы, отражающую личность его создателя. – Способность человека к любви, т.е. принятию другого, отличного от нег человека

Интервью с Голышевым С.Д., мозаичным мастером                                                                  (11.09.2017. Петровский парк)

«Сергей Яковлевич совместил в своём храме, как византийские каноны, так и идеи современного православия. Выбор византийского стиля был очень правильным, так как современные храмы уже не похожи на те,которые строили наши предки. Они вместили в себя честолюбие, помпезность и вычурность, а это есть отступление от правильной веры».

  1. НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Изучил биографию Владимира Медведюка и Послушницы Татианы,

  1. Изучил историю создания храмов Благовещения Божьей матери и храма Новомученников российских

4.Изучил особенности  различных архитектурных стилей в храмовом строительстве

Совершая путешествие в др. страны выявлял архитектурные стили христианских храмов, выявляя их связь с историей Византии и Православия

Вывод:

Мы предположили, что архитектор  хотел вернуть россиян к правильной вере (Православию).                                                   

Мы доказали, что  в Храме отсутствуют  элементы украшательства, «разорванного» пространства, нарушающего целостность божественного мира, что характерно для  элементов  русско-византийского стиля, русского барокко – стилей  далеких от Правильной (греческой) веры. Храм построен с использованием византийских канонов. Гипотеза доказана.

Архитектор и художник возвратили нас к корням  православия и мировоззрению русских людей построив Xрам, а я возвращаю вас к истокам Православия через - рассказ о византийских канонах и задумках авторов.

10.ЛИТЕРАТУРА И  ИСТОЧНИКИ

 

  1. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь». Тверь, 2003 год, стр. 182–193.
  2. Кишкинова Е. М.«Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX — начало XX века. — СПб.: Искусство—СПБ, 2007. — 256 с.http://lektsia.com/4x60be.html
  3. http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=7798
  4. С.Я.Кузнецов “Православие и архитектура “ или “Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы” Москва 2005
  5. Всеобщая история искусств:В.6 т. /под общ. ред. Е.Ротберга-”Искусство” 1963
  6. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры-М.”Искусство” 1990
  7. Фотографии сделанные Мартином Арутюняном в 2017-2018 г.г.
  1. СЛОВАРЬ

Архитектурный стиль

Баптистерий

Сокральный – в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Парус -  часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.

Барабан- цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды.

 

 
Оценка проекта