«Карта шумовой нагрузки застроенной территории»
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Карта шумовой нагрузки застроенной территории
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение 3
- Аннотация 4
- Теоретическая часть 5
- План работы над проектом 7
- Ресурсное обеспечение проекта 8
- Методика выполнения работ 9
- Анализ полученных результатов 10
- Выводы 11
- Список литературы 12
- Приложение №1 Каталог координат 13
- Приложение №2 Фотоматериалы 15
- Приложение №3 Карта шумовой нагрузки 19
Введение
Различные источники шума оказывают разное влияние на состояние здоровья человека. Нахождение человека в тихом месте обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы и органов слуха. Наиболее оптимальными для человеческого слуха являются естественные шумы. Общий шум обычно состоит из различных источников, расположенных как далеко, так и близко. Территория Школы 1534 расположена в 170 м от улицы Профсоюзная и в 150 м от улицы Дмитрия Ульянова. Основная шумовая нагрузка на территории Школы определяется именно шумом от автодорог. Шум от автодороги является прерывистым шумом, возникающим в определенные временные интервалы. Актуальные карты распределения шумовой нагрузки по локальным участкам города Москвы отсутствуют. Расположение Школы 1534 в относительной близости от загруженных магистралей, наличие мобильных приложений по измерению шума, а также измерительного оборудования на балансе Школы определило идею изучения шумовой обстановки с картированием полученных результатов.
Аннотация
Цель проекта – создание наглядного материала (карты) распределения шумовой нагрузки внутри закрытой дворовой территории. На основе наглядного материала объективно оценить степень снижения шума внутри закрытого двора, расположенного в непосредственной близости от основных автомагистралей и на отдаленной от автомобильных дорог дворовой территории (территория Школы 1534).
Задачи проекта:
- Изучение принципа работы шумомера и процесса работы с ним;
- Выбор репрезентативных точек измерения;
- Проведение измерений шумомером и с помощью бесплатного мобильного приложения Sound Meter в разное время суток;
- Обработка результатов измерений, сравнение данных разных приборов;
- Анализ полученных результатов;
- Создание карты шумовой нагрузки внутри закрытой дворовой территории и территория Школы 1534;
- Определение самого тихого места в отдельно взятом дворе.
Гипотеза – уровень шума внутри дворовой территории существенно ниже, чем вдоль автомобильных дорог, наиболее тихое место расположено в центральной части дворовой территории.
Работа над проектом проводилась в период с 22 января по 1 апреля 2018 года.
Теоретическая часть
Шум – совокупность непериодических звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум – это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук. Громкость ниже 80 дБ обычно не влияет на органы слуха, громкость от 0 до 20 дБ – очень тихая; от 20 до 40 – тихая; от 40 до 60 – средняя; от 60 до 80 – шумная; выше 80 дБ – очень шумная [1].
Шумы подразделяются нестационарные и нестационарные.
По характеру спектра шумы подразделяют на:
- широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1 октавы;
- тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тона. Выраженным тон считается, если 1/3 октавных полос частот превышает остальные не менее чем на 10 дБ [6].
По частоте (Гц) шумы подразделяются на:
- низкочастотный (<300 Гц)
- среднечастотный (300–800 Гц)
- высокочастотный (>800 Гц)
По временны́м характеристикам
- постоянный;
- непостоянный, который делится на колеблющийся, прерывистый и импульсный [6].
По природе возникновения
- Механический
- Аэродинамический
- Гидравлический
- Электромагнитный [7]
Шумомер – прибор для объективного измерения уровня звука [2]. Уровень звука не является уровнем громкости. В России на шумомеры действует ГОСТ Р 53188.1-2008 [3]. Стандарт устанавливает требования к электроакустическим характеристикам для приборов, предназначенных для измерения звука.
Шумомер содержит ненаправленный микрофон, усилитель, корректирующие фильтры, детектор, интегратор (для интегрирующих шумомеров) и индикатор. Фактически шумомер представляет собой микрофон, к которому подключен вольтметр, отградуированный в децибелах. Поскольку электрический сигнал на выходе с микрофона пропорционален исходному звуковому сигналу, прирост уровня звукового давления, воздействующего на мембрану микрофона, вызывает соответствующий прирост напряжения электрического тока на входе в вольтметр, что и отображается посредством индикаторного устройства, отградуированного в децибелах [5].
В настоящее время, для оперативного контроля шумовой обстановки применяют ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий [8]. Для города Москва максимально допустимый уровень шума на территории возле дома не должен превышать 70 децибел в дневное время и 60 децибел (дБ) в вечернее. Норма шума уличного движения до 80 дБ [4]. Для сравнения тихий шелест листьев – 10 дБ; обычная речь человека – 40 дБ; громкие разговоры – 70 дБ; громкий крик – 75 дБ; перфоратор – 95 дБ; раскаты грома – 100 дБ; самолет на старте – 130 дБ.
План работы над проектом
- Выбор территорий, различающихся по шумовой нагрузке
В качестве исследуемых территорий были выбраны два участка, на которые оказывают шумовое воздействие одни и те же источники шума.
- Выбор оборудования
В качестве измерительного оборудования использовались действующие приборы и приложения для мобильных телефонов.
- Проведение измерений на местности и обработка информации
Для наглядного представления распределения шумовой нагрузки в разное время в одних и тех же точках проведены измерения уровня шума.
- Создание карты с помощью AutodeskLand
В качестве программного комплекса для обработки полевых материалов выбран модуль к программному комплексу AutoCad, как один из самых распространенных и доступных для использования.
- Анализ полученных результатов
Анализ полученной карты позволит объективно оценить шумовую нагрузку на выбранные репрезентативные территории города Москвы.
Ресурсное обеспечение проекта
Техника:
- Цифровая лаборатория по физике. ООО «Научные развлечения». Цифровой датчик звука двухканальный
- Шумомер Vernier Sound Level Meter SLM-BTA
- ДатчикVernier GPS Sensor VGPS
- Коммуникатор Vernier Lab Quest
- Приложение Google Play – Sound Meter для мобильного телефона
Программное обеспечение:
- Autodesk Land Desktop
- Приложение GooglePlay – Locus Map для мобильного телефона
Методика выполнения работ
Для исследуемой территории основным источником шумовой нагрузки являются транспортные средства (автомобили). В качестве эталонного двора был выбран закрытый с четырех сторон от автодорог жилой дом по адресу улица Дмитрия Ульянова дом 24. Измерения проводились в два этапа. В утренний час пик проведены измерения шума в характерных точках вдоль проезжей части крупных автодорог (улица Профсоюзная и улица Дмитрия Ульянова) и внутри закрытой дворовой территории (ул. Дмитрия Ульянова д. 24), а также на отдаленной от автодороги дворовой территории (ул. Кедрова д. 11 – территория Школы 1534). Измерения проводились прибором Vernier Sound Level Meter одновременно с измерением мобильным приложением Google Play – Sound Meter. В каждой точке измерений необходимо было дождаться равнозначных условий. В нашем случае, условиями измерения был постоянный поток машин. Изменение шумовой нагрузки при смене условий отмечались дополнительно. Результаты измерений сравнивались. Точки измерений позиционировались с использованием Vernier GPS Sensor и дополнительно координировались мобильным приложением Google Play – Locus Map. В дневное время проведено повторное измерение в опорных точках. Выход на точки измерения производился с помощью системы спутникового позиционирования. Результаты утренних и дневных измерений сравнивались. Полученные значения обрабатывались с помощью программного комплекса Autodesk Land Desktop. Построение карты распределения шумовой нагрузки проводилось автоматически с использованием программного комплекса.
Анализ полученных результатов
Данный проект помог разобраться с важным для города экологическим показателем – шумовой нагрузкой – на примере отдельно взятой территории. Проанализировав результаты измерений и полученную карту, можно сделать следующие выводы:
- Данные мобильного приложения Google Play – Sound Meter сопоставимы с данными лабораторного оборудования Vernier Sound Level Meter.
- Измеренные значения шума (в дБ) и его распределение в утренний час пик и в обеденное время практически не отличаются, что говорит о равномерной шумовой нагрузке в течение рабочего дня.
- Максимальные значения шума достигались на перекрестке крупных автодорог и составили 79 дБ. Полученные значения близки к пороговым значениям нормативных документов, но не превышают их.
- Вдоль автодорог распределение шума неравномерное. Отмечены снижения до 10 дБ при наличии разворотов, увеличение до 10 дБ при начале движения автомобильного потока со светофоров.
- Здание в среднем снижает шум от автодороги на 15-20 дБ.
- Интерес представляет распределение шума в арках между домами. Наблюдается локальное увеличение шума внутри арки с последующим равномерным снижением.
- Самыми тихими местами в закрытом дворе оказались внутренние угловые углубления здания со значениями в 39-42 дБ.
- Детские площадки и прогулочная зона, расположенные в центральной части двора, также характеризуются комфортными шумовыми условиями, что способствует качественному отдыху населения. Значения шума на этих территориях составляет 43-48 дБ.
- Таким образом выдвинутая гипотеза о расположении самого тихого места во дворе подтверждена частично. Минимальные значения шума измерены во внутренних углах двора.
- На территории Школы 1534 шумовая нагрузка сравнима с закрытой дворовой территорией по адресу улица Дмитрия Ульянова дом 24. Значения шума изменяются в пределах 43-50 дБ. Максимальное значение в 50 дБ отмечено как в утренние часы, так и в обеденное время между двумя зданиями Школы, что объясняется отражением звуковых волн между зданиями.
Выводы
По результатам проведенной работы построена карта шумовой нагрузки, наглядно демонстрирующая распределение шума на закрытой дворовой территории и на рядом расположенной отдаленной от автодороги дворовой территории. Подобные карты могут быть построены и для других территорий, что значительно увеличит осведомленность населения об уровнях шумового воздействия в районах проживания. Форма подачи результатов в виде карты является наиболее информативной для оценки распределения шумовой нагрузки. Карта может создаваться как для личного пользования населения, так и для информирования органов государственной власти об экологическом состоянии территории города. При использовании в личных целях можно решить актуальные вопросы о выборе жилья, выборе места прогулок с детьми. Проект является социально значимым, так как содержит подробную информацию о таком важном для города экологическом параметре как шум. Для органов государственной власти подобные карты могут помочь при выделении территорий под прогулочные зоны для населения, детские площадки, а также размещение разного рода учреждений, требующих минимальной шумовой нагрузки.
Список литературы
- Охрана труда и безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] // http://ohrana-bgd.narod.ru/bgdps10.html (дата обращения 16.02.2018);
- Большая Советская Энциклопедия / ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская Энциклопедия, 1992. – 921;
- ГОСТ Р 53188.1-2008 Шумомеры. Часть 1. Технические требования;
- Нормативы Москвы: шум в квартире [Электронный ресурс] // https://www.m24.ru/infographics/zhile/02072015/3194 (дата обращения 15.02.2018);
- Журнал «Контрольно-измерительные приборы и системы» [Электронный ресурс] // http://www.kipis.ru/info/index.php?ELEMENT_ID=645105 (дата обращения 16.02.2018);
- Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96. «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. Постановлением Госкомэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. №36);
- Плошкин В. В. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. Учебное пособие. Москва-Берлин, 2015 г.;
- ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий;
- СанПиН 2.4.3359-16. Шум. Вибрация. Инфразвук. Ультразвук;
- Поваляев О.А., Ханнанов Н.К., Хоменко С.В. Цифровая лаборатория по физике. Профильный уровень: Методическое руководство по работе с комплектом оборудования и программным обеспечением фирмы «Научные развлечения». Москва 2013, 68 с.
Приложение 1
Каталог координат
№ |
Северная широта |
Восточная долгота |
Уровень шума, дБ |
1 |
55°41´11,6´´ |
37°34´21,3´´ |
73 |
2 |
55°41´14,4´´ |
37°34´24,7´´ |
76 |
3 |
55°41´14,0´´ |
37°34´26,9´´ |
79 |
4 |
55°41´13,4´´ |
37°34´25,7´´ |
49 |
5 |
55°41´12,8´´ |
37°34´26,3´´ |
64 |
6 |
55°41´12,7´´ |
37°34´26,5´´ |
46 |
7 |
55°41´12,9´´ |
37°34´29,5´´ |
70 |
8 |
55°41´11,9´´ |
37°34´28,9´´ |
47 |
9 |
55°41´11,7´´ |
37°34´33,0´´ |
77 |
10 |
55°41´11,3´´ |
37°34´35,3´´ |
71 |
11 |
55°41´10,2´´ |
37°34´34,1´´ |
58 |
12 |
55°41´08,7´´ |
37°34´32,8´´ |
49 |
13 |
55°41´07,3´´ |
37°34´31,4´´ |
47 |
14 |
55°41´10,7´´ |
37°34´32,3´´ |
46 |
15 |
55°41´11,1´´ |
37°34´31,7´´ |
45 |
16 |
55°41´10,8´´ |
37°34´30,5´´ |
45 |
17 |
55°41´10,2´´ |
37°34´29,3´´ |
46 |
18 |
55°41´10,7´´ |
37°34´33,3´´ |
39 |
19 |
55°41´09,4´´ |
37°34´29,6´´ |
44 |
20 |
55°41´09,1´´ |
37°34´28,8´´ |
47 |
21 |
55°41´08,5´´ |
37°34´29,1´´ |
46 |
22 |
55°41´08,1´´ |
37°34´28,3´´ |
51 |
23 |
55°41´07,4´´ |
37°34´27,9´´ |
47 |
24 |
55°41´07,3´´ |
37°34´27,4´´ |
47 |
25 |
55°41´06,9´´ |
37°34´29,1´´ |
46 |
26 |
55°41´06,4´´ |
37°34´30,3´´ |
50 |
27 |
55°41´06,3´´ |
37°34´28,4´´ |
45 |
28 |
55°41´06,1´´ |
37°34´29,1´´ |
46 |
29 |
55°41´05,7´´ |
37°34´27,9´´ |
48 |
30 |
55°41´05,7´´ |
37°34´26,6´´ |
48 |
31 |
55°41´05,7´´ |
37°34´26,9´´ |
44 |
32 |
55°41´05,2´´ |
37°34´27,9´´ |
44 |
33 |
55°41´04,7´´ |
37°34´28,4´´ |
46 |
34 |
55°41´04,2´´ |
37°34´27,9´´ |
45 |
35 |
55°41´04,3´´ |
37°34´27,4´´ |
46 |
36 |
55°41´04,7´´ |
37°34´25,6´´ |
45 |
37 |
55°41´05,2´´ |
37°34´25,2´´ |
42 |
38 |
55°41´05,5´´ |
37°34´23,6´´ |
48 |
39 |
55°41´05,9´´ |
37°34´22,6´´ |
46 |
40 |
55°41´12,5´´ |
37°34´24,9´´ |
47 |
41 |
55°41´11,6´´ |
37°34´23,7´´ |
48 |
42 |
55°41´13,6´´ |
37°34´24,1´´ |
71 |
43 |
55°41´12,5´´ |
37°34´22,9´´ |
70 |
44 |
55°41´11,6´´ |
37°34´21,8´´ |
73 |
45 |
55°41´10,6´´ |
37°34´23,4´´ |
66 |
46 |
55°41´11,2´´ |
37°34´24,4´´ |
50 |
47 |
55°41´11,0´´ |
37°34´25,5´´ |
45 |
48 |
55°41´12,1´´ |
37°34´25,7´´ |
47 |
49 |
55°41´12,0´´ |
37°34´26,7´´ |
48 |
50 |
55°41´11,5´´ |
37°34´27,8´´ |
46 |
51 |
55°41´11,2´´ |
37°34´28,9´´ |
44 |
52 |
55°41´10,8´´ |
37°34´28,0´´ |
41 |
53 |
55°41´09,9´´ |
37°34´28,9´´ |
46 |
54 |
55°41´09,4´´ |
37°34´30,3´´ |
44 |
55 |
55°41´10,3´´ |
37°34´30,8´´ |
44 |
56 |
55°41´10,4´´ |
37°34´27,5´´ |
42 |
57 |
55°41´09,0´´ |
37°34´31,4´´ |
42 |
58 |
55°41´09,9´´ |
37°34´31,6´´ |
45 |
59 |
55°41´10,0´´ |
37°34´32,3´´ |
44 |
60 |
55°41´13,3´´ |
37°34´27,1´´ |
70 |
61 |
55°41´12,6´´ |
37°34´27,9´´ |
46 |
62 |
55°41´11,6´´ |
37°34´30,4´´ |
50 |
63 |
55°41´07,8´´ |
37°34´29,7´´ |
46 |
Приложение 2
Используемое оборудование
Фотографии процесса измерений
Точки измерения в мобильном приложении Locus Map
Показания Google Play – Sound Meter