«Военный плакат как способ формирования патриотизма»

Социальный проект
«Опыт советского плаката как средство воспитания патриотизма учащихся» или «Дни Воинской славы»

 

Цели проекта:

Доказать эффективность использования методов советского военного плаката как средства изучения героической истории нашей страны.

Задачи проекта:

  1. Учет опыта советских художников для создание социальной рекламы (плаката) «Дни воинской славы»
  2. Изучение особенностей плаката: ( а) тема, б)цвет, в)художественные приемы, и т. д.
  3. Изучение уровня знаний и отношения учащихся школы к памятным датам военной истории страны.


    1
    .Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России"   Статья 1. Дни воинской славы России(17 дней)

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);

7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

23 февраля - День защитника Отечества;

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (1945 год);

4 ноября - День народного единства.

  1. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" 

Статья 3. Организация проведения дней воинской славы России

       Правительство Российской Федерации организует:

разработку планов и программ военно-исторической работы;

проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

установку мемориальных сооружений и объектов, создание мемориальных музеев и выставок федерального значения, посвященных дням воинской славы России

пропаганду Дней воинской славы России

3.Пропаганда. Агитация.

Пропаганда - это распространение определённых идей, норм поведения, нравственных и национальных устоев, событий  с целью формирования специфического общественного мнения, способного побуждать участников к самостоятельным действиям по достижению идеологических, духовных результатов.

Пропаганда использовалась повсеместно в СССР, особенно политическая , военная  

Пропаганда   воздействуют преимущественно на разум слушателей/ читателей с помощью логических доказательств, а агитация обращена прежде всего к чувствам и эмоциям людей

Самый яркий пример агитации — это военная агитация , побуждающая встать на защиту Родины. Она может побуждать изучать  героическую историю страны.

Агитатор — человек, побуждающий членов социума выполнять или не выполнять какие-либо действия. 

Итак, мы решили стать агитаторами

4.Способ агитации: плакат - живопись, имеющая свои особенности:

"Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом.

По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла.

Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.

Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

5.Идея агитационной деятельности участников проекта

«Дни воинской славы в плакатах»

Мы решили организовать работу с учащимися в рамках Дней воинской славы по привлечению внимания учащихся  к героическим страницам нашей истории посредством искусства плаката.

Для этого нужно было  познакомиться с искусством плаката.

Мы решили выявить приемы используемые художниками для привлечения внимания к важнейшим  идеям, чувствам,  событиям этого периода.

Выявив эти приемы, применить их на практике  создавая плакаты, пропагандирующие Дни воинской славы, для воспитания чувства патриотизма у школьников.

После проведения проекта изучить его результаты (измерить знания о героических страницах истории, уважение к героической истории)

 6.Кукрыниксы

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев: Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов  (1903—2000)).

  •  Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.).
  • Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.)\

7.Популярные мотивы плакатной пропаганды

7.1. Мобилизационный плакат

7.2.Тип плаката – «Под знаменами»

Персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и боевой дух. На знаменах – слова, отражающие ценности : Октябрь, коммунистическая Родина, Ленин, Сталин, Родная земля….

7.3. Тип плаката – «С именем наших предков»

Требования к созданию плакатов

Мы познакомили учащихся 6А,6Б,9А, 7В,7З  классов с требованиями к плакату

8.1. Требования к любому плакату:

  1. На плакате не должно быть много деталей.
  2. Плакат состоит из крупного изображения и надписи.
  3. Цветовая гамма насыщенная, контрастная.
  4. Крупный шрифт, краткий и понятный текст-призыв.
  5. Изображение плаката должно соответствовать тексту.
  6. Содержание плаката (и изображение, и слоган) должны быть интересны человеку.

8.2. Критерии оценки плакатов учащихся:

  1. Дата события
  2. Участники сражения (герои, враги)
  3. Соответствие исторической действительности
  4. Мотивирующий на изучение истории или на победу в сражении слоган

8.3. Слоган – это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть плаката.

Несколько советов по речевому оформлению

  • Стремитесь к простым, коротким, но достаточно информативным предложениям
  • Не используйте сложные предложения с придаточными условия, причины, иначе вы можете заронить сомнение.
  • Не используйте вводные слова «мы убеждены», «мы считаем». Лучше не говорите ничего.
  • Будьте точны, когда создаёте плакат.
  • Используйте глаголы только в настоящем, будущем времени изъявительного наклонения.

Примеры слоганов: «Военный комиссар – отец и душа своей части»

«Учись защищать свою Родину»

«Очистим Советскую землю от фашисткой нечисти!»

«Коль забыли где границы, Мы поможем приземлиться»                                                       

9.Ошибки в создании плакатов

Копирование чужих работ – одна из ошибок наших художников

День воинской славы 8 сентября 1380 г «Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою».

Нам пришлось  провести занятия по разбору ошибок.

Например: Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою. В таких плакатах боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Hеприятель часто был карикатурен.

Попробуйте найти ошибки в этих работах. (Приложение 4.)

10.Результаты проекта. Выводы.

 (Приложение 6..)

Мы доказали, что методы советского военного плаката как средства изучения героической истории нашей страны очень эффективны.

40 учащихся нарисовали плакаты о Днях воинской славы

Прошло 4 презентации лучших работ и работ с ошибками

Создано 12 мини-проектов «День воинской славы»

Учащиеся 7з, 7в,6А,6 Б, 9А узнали о Днях воинской славы,    

67% учащихся этих классов теперь  хорошо знают о важнейших героических событиях  нашей истории

63% учащихся могут назвать героев – защитников Москвы 1941г.

70% учащихся хотят участвовать в работе по пропаганде Дней воинской славы

2 учащихся собрали материалы из исторических музеев  разных городов (Геленджик, Москва) об истории военного плаката

Изучение плакатного искусства в годы ВО войны: музеи России  (Приложение 6.)

11.1. Геленджикский краеведческий музей

11.2. МУЗЕЙ ОБОРОНЫ МОСКВЫ

Приложение 1.

Анкета, предоставленная учащимся ГБОУ ИТШ им.Поповича

1.Знаете ли вы что-нибудь о Днях Воинской славы?             

А)Да

Б)Нет

  1. В какой строчке перечислены все события входящие в этот праздник?

А) Куликовская Битва, Ледовое побоище, Полтавское сражение

Б) Куликовская Битва, Битва при Арахове, Курская Битва

В) День Защитника Отечества, Куликовская Битва, Сражение при Афьонкарахисаре

  1. В каком году произошло Ледовое побоище?

А) 1239 год

Б) 1243 год

В) 1242 год

  1. Под чьим руководством произошло Полтавское сражение?

А) Дмитрий Донской

Б) Пётр Первый

В) Александр Невский

  1. Для чего нужны Дни Воинской Славы

Приложение 4.

(Приложение 5.)

Итоговое анкетирование

1.Зназовите все Дни воинской славы.

____________________________________________ ___________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

____________________________________________________ _________

  1. В какой строчке перечислены все события входящие в этот праздник?

А) Куликовская Битва, Ледовое побоище, Полтавское сражение

Б) Куликовская Битва, Гангутское сражение, Курская Битва

В) День Защитника Отечества, Куликовская Битва, Стояние на Угре.

  1. В каком году произошло Ледовое Побоище?

А) 1239 год

Б) 1243 год

В) 1242 год

  1. Под чьим руководством произошло Полтавское сражение?

А) Дмитрий Донской

Б) Пётр Первый

В) Александр Невский

  1. Назовите участника операции «Мороз»

А) З Космодемьянская

Б)  Панфилов

В) В. Талалихин

  1. Кто автор слов: «Велика Россия, а отступать некуда. За нами Москва»? A) Клочков, Б) В. Талалихин, в)  Панфилов
  2. Хотите ли вы стать участником проекта «Дни воинской славы»? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

После серии мероприятий (информационных сообщений, практических работ, анкетирования по истории, тестирования, конкурсов и викторин, презентаций плакатов) мы изучили следующие вопросы:
1. Что знают ребята о Днях воинской славы,
2. Что знают о военном плакате и плакатном искусстве,
3. Их отношение к участию в проектной деятельности.

 

 
Оценка проекта