«Военный плакат как способ формирования патриотизма»
Социальный проект
«Опыт советского плаката как средство воспитания патриотизма учащихся» или «Дни Воинской славы»
Цели проекта:
Доказать эффективность использования методов советского военного плаката как средства изучения героической истории нашей страны.
Задачи проекта:
- Учет опыта советских художников для создание социальной рекламы (плаката) «Дни воинской славы»
- Изучение особенностей плаката: ( а) тема, б)цвет, в)художественные приемы, и т. д.
- Изучение уровня знаний и отношения учащихся школы к памятным датам военной истории страны.
1.Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" Статья 1. Дни воинской славы России(17 дней)
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);
7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);
23 февраля - День защитника Отечества;
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (1945 год);
4 ноября - День народного единства.
- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России"
Статья 3. Организация проведения дней воинской славы России
Правительство Российской Федерации организует:
разработку планов и программ военно-исторической работы;
проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
установку мемориальных сооружений и объектов, создание мемориальных музеев и выставок федерального значения, посвященных дням воинской славы России
пропаганду Дней воинской славы России
3.Пропаганда. Агитация.
Пропаганда - это распространение определённых идей, норм поведения, нравственных и национальных устоев, событий с целью формирования специфического общественного мнения, способного побуждать участников к самостоятельным действиям по достижению идеологических, духовных результатов.
Пропаганда использовалась повсеместно в СССР, особенно политическая , военная
Пропаганда воздействуют преимущественно на разум слушателей/ читателей с помощью логических доказательств, а агитация обращена прежде всего к чувствам и эмоциям людей
Самый яркий пример агитации — это военная агитация , побуждающая встать на защиту Родины. Она может побуждать изучать героическую историю страны.
Агитатор — человек, побуждающий членов социума выполнять или не выполнять какие-либо действия.
Итак, мы решили стать агитаторами
4.Способ агитации: плакат - живопись, имеющая свои особенности:
"Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом.
По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла.
Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.
Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей.
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.
5.Идея агитационной деятельности участников проекта
«Дни воинской славы в плакатах»
Мы решили организовать работу с учащимися в рамках Дней воинской славы по привлечению внимания учащихся к героическим страницам нашей истории посредством искусства плаката.
Для этого нужно было познакомиться с искусством плаката.
Мы решили выявить приемы используемые художниками для привлечения внимания к важнейшим идеям, чувствам, событиям этого периода.
Выявив эти приемы, применить их на практике создавая плакаты, пропагандирующие Дни воинской славы, для воспитания чувства патриотизма у школьников.
После проведения проекта изучить его результаты (измерить знания о героических страницах истории, уважение к героической истории)
6.Кукрыниксы
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев: Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000)).
- Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.).
- Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.)\
7.Популярные мотивы плакатной пропаганды
7.1. Мобилизационный плакат
7.2.Тип плаката – «Под знаменами»
Персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и боевой дух. На знаменах – слова, отражающие ценности : Октябрь, коммунистическая Родина, Ленин, Сталин, Родная земля….
7.3. Тип плаката – «С именем наших предков»
Требования к созданию плакатов
Мы познакомили учащихся 6А,6Б,9А, 7В,7З классов с требованиями к плакату
8.1. Требования к любому плакату:
- На плакате не должно быть много деталей.
- Плакат состоит из крупного изображения и надписи.
- Цветовая гамма насыщенная, контрастная.
- Крупный шрифт, краткий и понятный текст-призыв.
- Изображение плаката должно соответствовать тексту.
- Содержание плаката (и изображение, и слоган) должны быть интересны человеку.
8.2. Критерии оценки плакатов учащихся:
- Дата события
- Участники сражения (герои, враги)
- Соответствие исторической действительности
- Мотивирующий на изучение истории или на победу в сражении слоган
8.3. Слоган – это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть плаката.
Несколько советов по речевому оформлению
- Стремитесь к простым, коротким, но достаточно информативным предложениям
- Не используйте сложные предложения с придаточными условия, причины, иначе вы можете заронить сомнение.
- Не используйте вводные слова «мы убеждены», «мы считаем». Лучше не говорите ничего.
- Будьте точны, когда создаёте плакат.
- Используйте глаголы только в настоящем, будущем времени изъявительного наклонения.
Примеры слоганов: «Военный комиссар – отец и душа своей части»
«Учись защищать свою Родину»
«Очистим Советскую землю от фашисткой нечисти!»
«Коль забыли где границы, Мы поможем приземлиться»
9.Ошибки в создании плакатов
Копирование чужих работ – одна из ошибок наших художников
День воинской славы 8 сентября 1380 г «Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою».
Нам пришлось провести занятия по разбору ошибок.
Например: Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою. В таких плакатах боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Hеприятель часто был карикатурен.
Попробуйте найти ошибки в этих работах. (Приложение 4.)
10.Результаты проекта. Выводы.
(Приложение 6..)
Мы доказали, что методы советского военного плаката как средства изучения героической истории нашей страны очень эффективны.
40 учащихся нарисовали плакаты о Днях воинской славы
Прошло 4 презентации лучших работ и работ с ошибками
Создано 12 мини-проектов «День воинской славы»
Учащиеся 7з, 7в,6А,6 Б, 9А узнали о Днях воинской славы,
67% учащихся этих классов теперь хорошо знают о важнейших героических событиях нашей истории
63% учащихся могут назвать героев – защитников Москвы 1941г.
70% учащихся хотят участвовать в работе по пропаганде Дней воинской славы
2 учащихся собрали материалы из исторических музеев разных городов (Геленджик, Москва) об истории военного плаката
Изучение плакатного искусства в годы ВО войны: музеи России (Приложение 6.)
11.1. Геленджикский краеведческий музей
11.2. МУЗЕЙ ОБОРОНЫ МОСКВЫ
Приложение 1.
Анкета, предоставленная учащимся ГБОУ ИТШ им.Поповича
1.Знаете ли вы что-нибудь о Днях Воинской славы?
А)Да
Б)Нет
- В какой строчке перечислены все события входящие в этот праздник?
А) Куликовская Битва, Ледовое побоище, Полтавское сражение
Б) Куликовская Битва, Битва при Арахове, Курская Битва
В) День Защитника Отечества, Куликовская Битва, Сражение при Афьонкарахисаре
- В каком году произошло Ледовое побоище?
А) 1239 год
Б) 1243 год
В) 1242 год
- Под чьим руководством произошло Полтавское сражение?
А) Дмитрий Донской
Б) Пётр Первый
В) Александр Невский
- Для чего нужны Дни Воинской Славы
Приложение 4.
(Приложение 5.)
Итоговое анкетирование
1.Зназовите все Дни воинской славы.
____________________________________________ ___________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
____________________________________________________ _________
- В какой строчке перечислены все события входящие в этот праздник?
А) Куликовская Битва, Ледовое побоище, Полтавское сражение
Б) Куликовская Битва, Гангутское сражение, Курская Битва
В) День Защитника Отечества, Куликовская Битва, Стояние на Угре.
- В каком году произошло Ледовое Побоище?
А) 1239 год
Б) 1243 год
В) 1242 год
- Под чьим руководством произошло Полтавское сражение?
А) Дмитрий Донской
Б) Пётр Первый
В) Александр Невский
- Назовите участника операции «Мороз»
А) З Космодемьянская
Б) Панфилов
В) В. Талалихин
- Кто автор слов: «Велика Россия, а отступать некуда. За нами Москва»? A) Клочков, Б) В. Талалихин, в) Панфилов
- Хотите ли вы стать участником проекта «Дни воинской славы»? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
После серии мероприятий (информационных сообщений, практических работ, анкетирования по истории, тестирования, конкурсов и викторин, презентаций плакатов) мы изучили следующие вопросы:
1. Что знают ребята о Днях воинской славы,
2. Что знают о военном плакате и плакатном искусстве,
3. Их отношение к участию в проектной деятельности.