"Узнаёте? Наш район!»

Волонтерский проект   «Не заблудись в своём районе» (экскурсия по району Аэропорт)

Исторические сведения о районе Аэропорт
Первые упоминания о месте, на котором сегодня расположен район Аэропорт, относятся к 1498 г.
В то время эти земли принадлежали Высокопетровскому монастырю (названному в честь первого митрополита Петра), расположенному недалеко от Кремля и были вотчиной данного монастыря.
Однако заселение и освоение земель началось гораздо позже: только в конце XVII века здесь было основано сельцо Петровское-Зыково.
Особую известность сельцо приобрело после строительства на его территории Петровского путевого дворца. 
После празднеств на Ходынском поле, посвященных подписанию мира с Турцией, императрица Екатерина II задумала построить дворец, который должен был стать местом отдыха после дальней дороги из С.Петербурга перед въездом в первопрестольную.

Современность

На территории района Аэропорт города Москвы находятся 3 станции метро: Аэропорт, Динамо и Сокол.
В состав района входят 55 улиц.
Район Аэропорт не считается спальным. Его инфраструктура находится на высоком уровне, здесь присутствуют промышленные предприятия, ВУЗы, НИИ, а также множество кинотеатров, театров и торговых центров.
В районе действуют несколько крупных промышленных предприятий (опытно-механический завод, завод "Изолятор" и др),                                                                      работают крупные ВУЗы (в частности, МАДИ, Высшая школа экономики, Финансово-юридическая академия).
Крупнейшая спортивная арена города - стадион "Динамо" - также находится на территории района.
С ним соседствует Петровский парк - излюбленное место отдыха жителей района.
В районе действует районное и окружное кабельное телевидение, издается районная газета "Петровский парк".

Актуальность проекта»Не заблудись в своем районе»

Мы давно живем в этом районе Аэропорт и нам всегда была интересна его история, потому что здесь расположено много исторических памятников и настоящих произведений искусства. В декабре 2015 года изучив его историю мы задались вопросом: «Знают ли ее  другие?»

Для этого мы провели диагностическую работу среди учеников первых, третьих и шестых классов, всего приняло участие 47 человек. Исходя из результатов этой работы мы составили диаграмму и убедилась, что знания не высокие, поэтому рассказ о истории района был очень хорошей идеей.

 Результаты первичного социального опроса учащихся о достопримечательностях района Аэропорт.

Для выявления уровня знаний школьников о нашем районе мы организовали  социологический опрос «Что ты знаешь о районе, в котором живёшь?»

А) Разработка анкеты для выявления знаний о своем районе, отношения к его истории и развитию, активной деятельности направленной на развитие района

Б) Проведение социологического опроса «История района Аэропорт»

Опрос проводился среди учащихся 3 классов, всего было опрошено 30 человек

В) Проведение анализа анкет

Г) Оформление диаграммы «Патриотизм учащихся нашей школы»

Целеполагание

Цель: формирование чувства любви к Малой родине у учащихся 3 класса ГБОУ ИТШ им. Поповича путём включения в познавательную игровую деятельность.

Задачи:

  1. Изучение научной литературы о познавательной игровой деятельности.
  2. Изучение истории района: а) Выбор литературы б) Анализ литературы в) Описание основных выводов
  3. Разработка дидактических материалов:

а) Разработать программы экскурсии

б) Настольная игра

в) Сценарий игры- викторины «Район Аэропорт»

  1. Работа с учащимися по формированию патриотизма- включение их в познавательную краеведческую деятельность.
  2. Как провести анализ эффективности проведенной работы? Разработка материалов для выявления:
  3. Количественных показатели :

а) Разработка дидактических материалов,

б) Отчет о проведенных мероприятиях (фото, отзывы учащихся, планы мероприятий и т. п.)

  1. Уровень воспитанности учащихся - патриотизм (знания об истории и современности, отношение к своей малой Родине, желание участвовать в общественно – полезной деятельности учащихся (краеведческая, экологическая и др. деятельность).

Что же такое патриотизм?

Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины.

Гипотеза

Если мы включим учащихся в познавательную игровую и экскурсионную деятельность и пробудим любовь к району, то они будут обладать активной гражданской позицией- желанием принимать участие в мероприятиях связанных с развитием и улучшением района.

Этапы работы над проектом «Не заблудись в своем районе

Изучение научной литературы изучение района с целью составления карты района.

Декабрь 2015

Анализ знаний о районе Аэропорт, отношения к малой родине

Декабрь 2015

Изучение научной педагогической литературы о роли экскурсии  и игры  в жизни ребенка.

Январь 2016

Создание дидактических материалов:

Викторина «История района Аэропорт»

Настольная игра «Прогулка по району Аэропорт»

Настольная игра «Не заблудись в своем районе»

Подвижная игра с мячом

Программы экскурсий

Февраль-март 2016

Проведение воспитательных мероприятий

Апрель-2016 -   Октябрь 2016

Изучение результатов эффективности воспитательной работы

Октябрь 2016

Составление презентации по проделанной работе

Декабрь 2017

Экскурсия – как эффективный способ формирования интереса к истории малой родины и  патриотизма

Краеведческая экскурсия – это форма организации познавательной деятельности, направленная на изучение истории родного края.

Цели экскурсии:

воспитание патриотизма;

Изучение истории родного края

Наши экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами экскурсии являются:

архитектура населенного пункта;   творчество местных литераторов;                            история жизни знаменитых земляков;  история улицы

 

Тематические экскурсии по нашему району

В нашем арсенале есть экскурсии по темам:

  1. «Наш район и космос»
  2. «Мемориальный парк посвященный героям Первой Мировой Войны (на Соколе)»
  3. «Крымская война и мой район»
  4. «Обзорная экскурсия»
  • Экскурсия в «Мемориальный парк посвященный героям Первой Мировой Войны (на Соколе)»
  • Тема: «Крымская война (1853-1856г.г.) и мой район»
    Церковь священномученника Владимира Медведюка и новомученников и исповедников Российских в Петровском парке

Самая популярная экскурсия - обзорная

При проведении экскурсии мы прибегаем к приему – исследования.

Он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом.

Например, в экскурсии в Петровский парк мы предлагали измерить расстояния до объектов, соотносили даты, определяли объекты по карте, заполняя кроссворды  узнавали имена известных жителей района и т.д.

В заключении экскурсии мы обобщаем новые сведения, которые узнали ученики, формируем главные положения, собираем задания, подводим результаты

План экскурсии:

  1. Памятники в Чапаевском парке.
  2. Памятники находящиеся близ Ленинградского проспекта.
  3. Памятники в Петровском парке.

С какими событиями связана история нашего района?

Название района Аэропорт связано с тем, что В 1910 году на Ходынском поле был основан Центральный аэродром, с которого совершали полеты такие известные летчики как П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин и В.П. Чкалов.

 История Петровского парка и Путевого дворца связаны со многими историческими событиями, это и времена Российской империи, времена войны 1812 года, первой мировой войны и времена СССР.

Стадион Динамо был построен при СССР в 1928 году для всесоюзной олимпиады.

Храм Благовещения был построен при Николае II в память о погибшей графине Анны Булгари.

Спорткомплекс ЦСКА был также построен во времена СССР и входил в состав «физкультурно-спортивного объединения Вооружённых сил».

Многие памятники связаны с первой и второй Мировой войной (памятник Строеву, Яковлеву, Чапаевский парк, памятник Эрнсту Тельману)

Что мы узнали в  ходе экскурсии?

В ходе нашей экскурсии мы узнали для себя много нового об истории нашего района.

Теперь мы знаем, что раньше в Петровском парке строились дачи, в Петровском Путевом дворце проходили коронации Российских правителей, здесь же находился госпиталь во время 1-й Мировой войны, а после – музей авиации и космонавтики. Сейчас здесь находится престижный отель.

Храм Благовещения в Петровском парке построен в память о графине Анны Булгари.

Стадион Динамо, находящийся на реконструкции получит имя Льва Яшина.

Храм Владимира Медведюка служит для крещения людей.

Полное название спортивного клуба ЦСКА – « Федеральное автономное учреждение Министерства РФ. Центральный спортивный клуб армии».

На месте Чапаевского парка раньше находилось Всехсвятское кладбище.

Познавательная игровая деятельность

В ходе исследования мы прочитали и изучили работы известных современных педагогов и психологов:

1.Эльконин. Психология игры.

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.
  2. •Н.Я.Михайленко , Н.А.Короткова Название: Как играть с ребенком Год: 1990 Отрасль (жанр): Научно-популярное издание Издательство: Педагогика Серия.

И поняли, что познавательная игровая деятельность является одним из самых эффективных способов формирования патриотизма и подходит нам для осуществления цели нашего проекта.

Игровая деятельность как способ воспитания детей.

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и   приобретается социальный опыт взаимоотношений людей;  путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего, будущего. Свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт   игры – наслаждение ее процессом, конечный  результат – развитие реализуемых в ней способностей.

 В настоящее время общепризнано, что игра является  ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Существует несколько групп игр:1)Театрализованные, 2)Творческие игры, 3) Сюжетно-ролевые игры, 4)Подвижные, 5) Дидактические

 Для закрепления знаний у учеников о нашем районе мы провели игру

«Путешествие по карте района» и различные игры с мячом, игры для закрепления знаний,

Мы проанализировали все виды познавательной деятельности и выбрали:

Викторина (В процессе участия ребенок за правильный ответ получает жетон, самые активные участники при подведении итогов  получают грамоты.)

Настольная игра. ( Путешествие по карте района)
Экскурсия. (Каждый получает маршрутные листы, а также вопросы по каждой  достопримечательности.)

 Заочное путешествие по району (задачи: знакомство с историей района)

Знакомство детей с достопримечательностями и памятными местами Петровского парка.

Анализ эффективности.

  1. Исследование работы
  2. Патриотизм (знание, патриотическая деятельность).

Вывод: Игра является неотъемлемой частью в жизни ребенка.

Игра является естественным процессом, развития ребенка. В процессе игры дети подражают взрослым.

Не все дети могут легко усвоить полезную информацию. Поэтому обучение ребенка во время экскурсии и  в игре является самым легким способом его развития.

Викторина в 1-м классе

Мы решили дополнительно провести викторину о нашем районе в 1 «А» классе, для того, чтобы они уже с раннего возраста знали историю своего родного края.

Викторина «История района «Аэропорт»»

В викторине мы рассказывали 3 «В» классу о достопримечательностях нашего района, после викторины они отвечали на наши вопросы и выполняли задания по картам нашего района, составленными нами.

Диагностика знаний учеников, полученных в ходе проекта.

В этой диагностике мы проверяли знания об истории нашего района и уровень патриотизма к Малой Родине у 3 «В» класса

Результаты Диагностики

Проведенная работа с учащимися 3 , 7 классов показала позитивные изменения уровня знаний и отношения к Малой Родине

Результаты

  • Мы узнали о истории нашего района и приобрели навыки экскурсовода.
  • Участники нашего проекта узнали о истории родного района. Дети участвующие в проведенных нами мероприятиях показали активность и высокие знания истории, что свидетельствует о высокой гражданской позиции.
  • Также в ходе исследования мы разработали дидактические материалы для экскурсоводов и учителей такие как:
  1. Маршрутные листы
  2. Буклеты
  3. Карты
  4. Викторину «История района Аэропорт»
  5. Настольную игру «Прогулка по району Аэропорт»
  6. Настольную игру «Не заблудись в своем районе»
  7. Экскурсию «Добро пожаловать в Петровский парк»
  8. Подвижная игра с мячом «Узнавай-ка свой район»

Выводы

  1. В ходе исследования мы выяснили, что история нашего района связана с происходящими ранее событиями и находящимся здесь военным аэродромом.
  2. Выбранная нами познавательная игровая деятельность способствовала повышению уровня знаний о нашем районе и формированию патриотизма.

Список используемой литературы по теме «История района «Аэропорт»»

  • https://ru.wikipedia.org свободная энциклопедия
  • Книга А. Рогачёва «Окраины старой Москвы» , 
  • Энциклопедия «История московских районов»,
  • https://aeroport.mos.ru официальный сайт района «Аэрпорт»
  • vidania.ru  Храмы Москвы
  • https://pfc-cska.com  официальный сайт спортивного комплекса ЦСКА

Историческая литература использованная в проекте

А.В. Рогачев    Энциклопедия       Энциклопедия  Храмы Москвы

Окраины старой Москвы               История московских районов

 
Оценка проекта